Как сделать электропроводку в гараже своими руками — от схемы до монтажа

Что ни говори, а без электричества в гараже никак не обойтись. Даже если вы появляетесь в нём всего пару раз в день на пять минут, чтобы забрать, а потом поставить машину. Ведь вы не будете загонять автомобиль впотьмах, и к тому же периодически надо заряжать аккумулятор. Ну, а для большинства владельцев, гараж – это второй дом. Поэтому был, есть и остаётся актуальным такой вопрос, как проводка в гараже. Поговорим об этом подробнее, как делать, с чего начинать, какие требования и правила соблюсти?

Схема электроснабжения

Перед тем, как провести проводку в гараже, особое внимание уделите схеме электроснабжения. Какое бы ни было строение – огромный дом или небольшой гараж – начинать всегда надо именно с неё. Прежде всего, нарисуйте схематический чертёж вашего помещения. Что должно быть на нём отражено?

  • Вводная линия, которая подходит к зданию гаража.
  • Места, где будут установлены светильники – само гаражное помещение, яма для осмотра машины, погреб. Возможно, над каким-то станком (токарным, сверлильным) понадобится дополнительное освещение.
  • Положение распределительного щитка, правильнее всего устанавливать его у входа. Когда будете покидать помещение, вы сможете спокойно его обесточить и сразу выйти на улицу, а не пробираться впотёмках через весь гараж.
  • Запланированные места для розеток (около верстака, рабочего стола или станка, в другом месте, где возможно понадобится подключать электроинструмент).
  • Приблизительный маршрут электропроводки гаража (то есть, по какому пути вы планируете подводить провода от распределительного щитка к светильникам и розеткам).
  • Если у вас в гараже будут находиться механические станки, компрессор для накачки шин, то отобразите на схеме их место расположения, потому что к этим токоприёмникам потребуется подвести отдельные линии от индивидуальных автоматов.

Схема электрической проводки в гараже делается для того, чтобы чётко определить количество нужных материалов – розеток, выключателей, автоматов, светильников, распределительных коробок.

Вы составите список, пройдёте по нескольким магазинам электротоваров, спокойно определитесь с ценами и подберёте качественные, доступные для вас коммутационные аппараты и провода.

Также схема электропроводки в гараже поможет вам определиться с максимальной нагрузкой. Вы посчитаете суммарную мощность всех потребителей электроэнергии и правильно подберёте по сечению и номинальному току вводные и отходящие кабели и автоматы.

Молниезащита

Любые строения надо защищать от ударов молний, и гараж – не исключение.

Защита крупных жилых и промышленных зданий выполняется стационарно на этапе возведения строений. Когда гараж находится поблизости какого-то высотного здания, то в принципе ничего страшного не будет, если на нём нет громоотвода. Маловероятно, что молния попадёт в него. В случае, когда строится гаражный кооператив, молниезащита тоже выполняется централизовано. А вот если он расположен отдельно, вдали от высоких зданий, позаботьтесь об установке громоотвода ещё до того, как начнёте делать монтаж электропроводки в гараже.

Здесь особых сложностей у вас не возникнет. Вся система состоит из трёх основных элементов:

  • приёмника молний;
  • проводника, отводящего ток в землю;
  • заземлителя.

В качестве приёмника используют стальной прут диаметром не меньше 1 см, длиною не меньше 20 см. Его монтируют в вертикальном положении на самом высоком месте гаража. Применение стального прута связано с тем, что в момент удара молнии, материал приёмника должен выдержать механическую и тепловую нагрузку.

Прут соединяется с токоотводящим проводником, это делают при помощи сварки, пайки либо болта с гайкой. Между приёмником и заземлителем необходимо выбрать самый короткий путь.

Заземлители могут быть искусственные и естественные. В случае с гаражом, вряд ли подойдёт вариант естественного заземлителя, так как в качестве него чаще всего используют различные трубопроводы. Для монтажа искусственного заземлителя подойдут старые рессоры, металлические пруты и уголки.

Заземлитель нужно закопать в землю. Расстояние от него до входных ворот в гараж и дорожек, по которым постоянно ходят люди, должно быть не меньше чем 5 м.

Согласно правил, в радиусе 4 м заземлитель надо оградить, чтобы в случае удара молнии человек не попал в зону действия шагового напряжения.

Чаще всего в качестве заземлителя используют металлические пруты. Их размер зависит от того, какая в данном месте почва и насколько близко подходят к поверхности грунтовые воды. В случае, когда почва сухая, а уровень воды низко, достаточно будет взять пруты длиною 2-3 м. Их вбивают в грунт, а на глубине 0,5 м увязывают между собой при помощи металлической перемычки.

Освещение

Осветительная электропроводка в гараже своими руками выполняется без каких-либо сложностей. Особенно, если гараж у вас только для хранения автомобиля, в этом случае вообще достаточно пары светильников.

Если же вы проводите в гараже всё свободное время, занимаясь ремонтом машины и другими работами, то помимо основных осветительных приборов на потолке могут понадобиться ещё дополнительные на стенах. Желательно также установить ещё один прибор освещения над входом в гараж. А также, если у вас есть там различные станки, то не лишними будут светильники прямо над этими рабочими местами.

Рационально будет расположить на боковых стенах люминесцентные светильники и подключить их к двухклавишному выключателю. Одной клавишей включается одна сторона, второй – другая. Это очень удобно, если машина стоит внутри гаража и вам необходимо производить какие-то работы с одной стороны, например, менять колёса, заниматься с крыльями или дверками. Включили одной клавишей нужную сторону освещения и занимайтесь себе спокойно, потом точно также перешли на другую сторону.

Для осветительной электропроводки в гараже своими руками вы можете установить следующие светильники:

  • модели НБП, ПСХ, НПО, НСП, рассчитанные на лампы накаливания;
  • модели ЛПО и ЛСП люминесцентных светильников;
  • наиболее выгодные светодиодные светильники, у них самый долгий срок эксплуатации, при этом низкий расход электроэнергии. Они работают при любой температуре, но есть один недостаток – это цена, стоят такие приборы освещения не дёшево.

Помните, что металлические корпуса осветительных приборов обязательно подлежат заземлению.

Если монтируете источники света на высоте ниже 2 м от уровня пола, то они должны быть защищены от случайного механического повреждения.

Правила монтажа проводки для подсобных помещений

Зачастую гаражные капитальные строения оборудуются ямами для осмотра машин и подвалами. Поэтому перед тем, как сделать электропроводку в гараже, ознакомьтесь с некоторыми нюансами и правилами именно для этих помещений.

Чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию осветительной проводки в яме для осмотра и подвале, надо запитывать её с помощью понижающего трансформатора 220/36 В. В силу того, что эти помещения углублены и бывают сырыми, сам трансформатор следует располагать у входных ворот в гараж либо около распределительного щитка.

В сухих подвалах можно применять для освещения напряжение 220 В, но подключение надо выполнять через дифференциальный автомат или УЗО.

Проводка осветительная в гараже для подвального и смотрового помещения осуществляется открытым способом по поверхностям потолков и стен, допускается использование труб или электротехнических коробов из пластика.

Подвал и яма для осмотра должны быть подключены от распределительного щитка двумя независимыми линиями. Запрещается устанавливать в них коммутационные аппараты. Если уж будет крайняя необходимость, то в сухих смотровых ямах и подвалах допускается монтаж розеток и выключателей с классом защиты не меньше IP 44.

Яма для осмотра имеет стеснённые размеры, поэтому для монтажа светильников сделайте ниши. Когда такой возможности нет, то используйте светильники, имеющие защитную решётку. При использовании переносных дополнительных светильников подключайте их при помощи понижающего трансформатора (36 В) или автомобильного аккумулятора (12 В).

Основные элементы распределительного щитка

Как правильно собрать распределительный щиток в гараже? Чаще всего владельцы автомобилей и гаражных помещений упрощают схему и обходятся лишь автоматическими выключателями, пренебрегая другими элементами защиты. Да, это гораздо дешевле, но не всегда оправдано. Желательно, чтобы в щитке были смонтированы следующие основные элементы:

  • Автоматические выключатели. Их установка обязательна, так как это основная защита от коротких замыканий и перегрузок. Если у вас совсем старинный гараж с одной лампочкой по центру и одной розеткой, вполне можно обойтись только вводным автоматом. Но для современных гаражей этого уже недостаточно, так как часто приходится использовать различный электроинструмент, систему обогрева, зарядные и пусковые устройства.

В схеме отходящие автоматические выключатели располагаются после прибора учёта.

  • Устройства защитного отключения (УЗО), которые подключаются вместе с обыкновенными автоматическими выключателями, или дифференциальные автоматы. Их основная цель – защита человека от токов утечки, которые возникают в случае повреждения изоляции электропроводки. Установка таких защитных элементов особенно актуальна, если вам придётся работать с электрифицированным инструментом в подвале либо смотровой яме, где окружающая среда имеет повышенную влажность.
  • Реле для контроля напряжения. В гаражных кооперативах очень много умельцев, которые с утра до вечера что-то мастерят. Не всегда среди них только первоклассные профессионалы, находятся и те у кого, «очумелые руки», поэтому часто в гаражах случаются неисправности в электросети. Например, при обрыве ноля в трёхфазной схеме появится повышенное напряжение, что в свою очередь может привести к сгоранию двигателей и ламп освещения. Реле, контролирующее напряжение, в подобной ситуации автоматически обесточит вашу схему и спасёт оборудование.
  • Ограничители перенапряжения. Их устанавливают в случае запитки гаража от воздушной ЛЭП. Во время грозы в линию может ударить молния. Установленные на ВЛ разрядники должны погасить попавший потенциал, но остаточная величина всё-таки может оказать влияние на проводку. В этом случае спасут схему ограничители, они отведут повышенный потенциал на контур земли. Устанавливаются эти защитные элементы между вводным автоматом и счётчиком. В случае отсутствия ограничителей, когда приближается гроза, отключите вводной автомат на гараж.

Внутренняя проводка

Если на момент строительства гаража в нём сразу делалась скрытая проводка, то вы вполне можете воспользоваться ею, лишь усовершенствовав согласно своей схеме. Если таковой нет, то время своё не тратьте, стены не штробите, выполняйте разводку открытым способом.

Кабель выбирайте с медными жилами и оболочкой из негорючих материалов, подойдёт марка ВВГнг, прокладывайте его в кабель-каналах, гофре или металлических трубах.

Для осветительной нагрузки достаточно будет сечения 1,5 мм2, для розеток 2,5-4 мм2.

Однофазная проводка

Однофазная электропроводка в гараже своими руками выполняется просто, схема выглядит примерно так:

  1. На распределительный щиток приходит вводной кабель и подключается к входным контактам общего автомата. Для однофазного электроснабжения 220 В достаточно двух- или трёхжильного провода, а автомат лучше всего подойдёт двухполюсный, на номинальный ток 25 А или 32 А.
  2. После него монтируется счётчик электрической энергии, к которому подключаются фазный и нулевой провод.
  3. После счётчика ноль идёт к нулевой шинке, а фаза на отходящие однополюсные автоматы.
  4. К нулевой шинке подсоединяются все нули дифференциальных автоматов и УЗО.
  5. Через однополюсные автоматы запитано освещение, через дифференциальные – розетки.

Как правило, вся электрика в обычном гараже состоит из двух-трёх автоматов для освещения (помещение самого гаража, яма, погреб) и двух дифференциальных автоматов для розеточных групп. Имейте в виду, что дифференциальные автоматы можно заменить устройствами защитного отключения (УЗО) в связке с обыкновенными автоматическими выключателями.

Трёхфазная проводка

Очень многие владельцы гаражей не просто ставят в нём на хранение автомобиль и изредка занимаются им, но и выполняют различные работы на специальном электрооборудовании. В этом случае разводка электропроводки в гараже понадобится трёхфазная (380 В). При таком варианте электричество на распределительный щиток подаётся четырёх- или пятижильным вводным кабелем.

Жилы проведённой в гараж линии подключаются к трёхфазному вводному автомату, после него в схеме идёт счётчик электроэнергии, затем ещё один общий автомат трёхфазного исполнения.

Для подключения однофазных автоматов освещения берите одну фазу с общего автомата. Только равномерно распределяйте нагрузку, не цепляйте все однополюсные автоматы на одну фазу. Для этой коммутации вам достаточно будет двух- или трёхжильного провода (одна жила – защитное заземление).

Линию 380 В для подключения трёхфазных электрических приборов выполняйте четырёх- или пятижильным проводником (здесь пятая жила будет для защитного заземления).

Наглядно про монтаж электричества в гараже на видео

Помните! На время, когда в гаражном помещении не находятся люди, электропитание необходимо отключать. Этого требует техника пожарной безопасности.

Вкратце рассказали вам, как сделать проводку в гараже своими руками. Как видите, это не дом и не баня, здесь всё гораздо проще, можно осилить и самому без помощи профессионалов. Хотя, если ваш гараж, находится в кооперативном массиве, будьте уверены, там помощники найдутся.

Я - электрик
Добавить комментарий